Первая помощь ребенку в кризисной ситуации

0
457
Первая помощь ребенку в кризисной ситуации

Ребенок в кризисной ситуации: первая помощь

Детство обычно ассоциируется с самым счастливым периодом жизни человека. Однако не у всех оно протекает гладко и безболезненно. Особенно существенно на последующую жизнь и состояние психического здоровья ребенка влияют кризисные, травмирующие события, к которым, например, относят развод родителей, смерть близких родственников, внезапные болезни, неожиданные происшествия.

К основным кризисным ситуациям, в которые может попасть ребенок, относят:

— развод, ссору родителей;

— аварии;

— захват заложников;

— причинение телесных повреждений, убийство;

— суицид;

— пожар, природная катастрофа;

— физическое или сексуальное насилие;

— шантаж, месть;

— усыновление;

— непонимание или травля в группе сверстников.

На основе внутренних переживаний у ребенка может развиться посттравматическое стрессовое расстройство. Его характеристики и проявления следующие: постоянные воспоминания о событии или частичное выпадение их из памяти, сновидения на эту тему, сильные эмоциональные переживания, отражающиеся на состоянии здоровья и организма в целом, повышенная личностная и ситуативная тревожность. В поведении расстройство будет проявляться в том, что ребенок либо будет не отходить от взрослого, бояться остаться один, либо, наоборот, уйдет в себя, изолируется. Может произойти регрессия возраста, то есть он начнет играть с игрушками, вести себя как маленький. Все это защитные формы поведения. Так малыш пытается закрыться от пугающей реальности.

Основную психологическую помощь ребенку в кризисной ситуации должен оказать психолог или психотерапевт. Однако не всегда такой специалист оказывается рядом.

Что же делать, чтобы поддержать ребенка, вывести его из посттравматического стресса?

Прежде всего, ребенку необходимо уделить время, разговорить его, чтобы он сумел выплеснуть все эмоции, которые скопились у него внутри. Дать ему возможность поплакать, покричать. При этом важно следить за его дыханием, просить, чтобы, рассказывая, он делал медленный глубокий вдох, а потом такой же выдох.

Бывает так, что дети находятся в шоке, не хотят и не могут говорить. Тогда на помощь приходит арт — терапия. Можно предложить ребенку нарисовать образ того, что он чувствует, того, что у него внутри. Затем побеседовать по содержанию рисунка. Далее следует попросить малыша дорисовать что-либо, что облегчило бы страдание на этом листе бумаги, сделало бы рисунок более спокойным. Если ребенок отказывается от выполнения задания, можно предложить ему сделать с этим листом бумаги все, что он захочет (смять, порвать, выбросить и др.).

Ребенок, находящийся в критической ситуации, требует заботливого отношения, повышенного внимания, любви и ласки со стороны родителей. Важно проявлять терпение и понимание, не вводить резкие новшества в обыденную жизнь, не лицемерить, честно и открыто выражать свои мысли и чувства, быть поддержкой и опорой.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ